Владимир Зеленский: «Реформа будет мягкой»

Владимир Зеленский: «Реформа будет мягкой» Изменения прежде всего коснутся финансирования медицинских учреждений, однако специалисты уверяют, что очень скоро их должны почувствовать и обычные пациенты. Каким образом реформа ОМС повлияет на качество лечения? Об этом мы говорим с руководителем Департамента по развитию медицинского страхования Минздравсоцразвития РФ Владимиром Зеленским.

Оптимальный баланс

«АиФ»: - Владимир Анатольевич, новый закон об ОМС вызвал немало споров. Вы довольны результатом?
В.З.: - Мы широко обсуждали законопроект с коллегами из регионов, Думы, Совета Федерации, с экспертами. Замечаний высказывали много, но, думаю, общая идеология закона не пострадала. Считаю, что нам удалось найти оптимальный баланс между централизацией социального страхования и ответственностью регионов. Раньше регионы самостоятельно несли ответственность за исполнение программы ОМС. Мы пытались выравнивать качество медпомощи с помощью дотаций, но условия все равно оставались разными. Теперь в законе прописана следующая схема: деньги ОМС, поступающие из страховых взносов, идут на федеральный уровень, туда же поступают средства, выделяемые регионами на медицинское страхование детей и пенсионеров, затем они распределяются по регионам. Все получают столько, сколько нужно для выполнения базовой программы ОМС, исходя из подушевого норматива.

«АиФ»: - Норматив единый для всех?

В.З.: - Впервые он будет единым на всей территории страны, но, естественно, с учетом региональной специфики. Теперь совсем иначе будет восприниматься понятие программы госгарантий. Должно заработать положение закона о том, что граждане России имеют равные права на медицинское обслуживание независимо от территории, где они проживают.

«АиФ»: - Но есть бедные регионы, а есть богатые - Москва, Тюмень, Татарстан... До сих пор они тратили на ОМС гораздо больше, чем остальные. Там что, начнут лечить хуже?
В.З.: - Конечно, нет. Уходя от привычного выравнивания финансовых условий к обеспечению базовой программы на всей территории России, мы оставляем регионам право добавлять что-то к этой программе. Но в целом такой подход сделает систему более прозрачной: станет понятно, что есть такого в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге - почему у них программа ОМС стоит в полтора раза больше, чем в целом по стране.
Например, сейчас в России есть регионы, у которых дефицит программы ОМС достигает 50 процентов. Естественно, люди уезжают в более продвинутые территории, чтобы получить медицинскую помощь. А бедный регион часто бывает не в состоянии рассчитаться за лечение своих жителей. Он остается должником. Поэтому в других регионах его жители нежеланные гости. Им отказывают в помощи, хотя формально полис ОМС действует на всей территории страны. Теперь ситуация изменится. В конце концов, если у региона нет нормально выстроенной системы медицинской помощи, он может оплатить ее для своих жителей в другом регионе.

Курс - на модернизацию

«АиФ»: - Сегодня в России взят курс на более рациональное использование имеющихся средств. Коснется ли это медицины?
В.З.: - Конечно, но это не значит, что финансирование здравоохранения в России не будет расти. Когда мы принимали программу долгосрочного экономического развития-2020, то предусмотрели увеличение финансирования медицины более чем в два раза. К 2020 году расходы на здравоохранение в России должны составить 5,25 процента ВВП. При сравнении покупательной способности валют это эквивалентно примерно 10 процентам ВВП развитых стран.

«АиФ»: - Откуда найдете средства?
В.З.: - Первый серьезный скачок в финансировании здравоохранения будет в 2013 году, когда произойдет увеличение страховых взносов на здравоохранение с 3,1 до 5,1 процента. Это беспрецедентное событие для России. Но любое содержательное увеличение денег в системе должно быть обосновано. Мы обязаны объяснить людям, что собираемся предложить им в обмен на увеличение взносов в копилку ОМС. Поэтому сначала нужно перезапустить систему здравоохранения, разработать четкие протоколы, стандарты лечения, чтобы потом начать насыщать медицину деньгами. Существуют и другие способы увеличить финансирование. Например, сейчас средства на ОМС отчисляются только работодателем. Можно сделать так, чтобы работник тоже паритетно участвовал в системе обязательного медицинского страхования. Еще один путь - наращивание платежей на страхование неработающего населения, которые производят регионы. Часто это недостаточные деньги. А ведь старики и дети бывают в лечебных учреждениях чаще, чем взрослые.
Пострадавших не будет

«АиФ»: - В 2012 году должен заработать еще один закон, о реформе бюджетных организаций. Что же будет с лечебными учреждениями, работающими в системе ОМС? Не придется ли опять ее ломать?
В.З.: - Мы настаиваем - не надо делать в здравоохранении две реформы с интервалами в год. В ближайшее время мы собираемся инициировать поправку в 83‑м законе о бюджетных учреждениях: нужно прописать норму о том, что для тех учреждений, которые с 2013 года войдут в ОМС, не будет госзадания. Они ведь уже работают по ОМС. Под закон о реформе бюджетных учреждений подпадут только больницы, помощь которых в ОМС не входит, - те, кто занимается туберкулезом, ВИЧ/СПИДом, психиатрией и так далее. Доля этих учреждений - примерно 25 процентов от всего финансирования здравоохранения.

«АиФ»: - До 2013 года поликлиники и стационары будут насыщать оборудованием, но многие из них могут быть закрыты...
В.З.: - Министерство никогда не поднимало вопроса о закрытии медучреждений. У нас нет их избытка. Излишних объемов медицинской помощи в России в целом тоже не наблюдается. Правда, у нас избыточна стационарная помощь. Но пока еще плохо развита диагностика, малодоступно первичное звено, от которого в большей степени зависит удовлетворенность пациентов качеством медпомощи. Возможно, некоторые стационары превратятся в диагностические центры или заберут на себя функции поликлиник. Однако про их закрытие никто не говорит.

Обратная связь

«АиФ»: - Что же мы получим в результате реформы ОМС? Можно сравнить эту модель с другими, существующими в мире?
В.З.: - Наша модель ближе к системе медицинского страхования, принятой сейчас в Германии. Раньше там была система
больничных касс, которые сами собирали доходы. С 2009 года все средства начали поступать в единый фонд, который потом распределяется между больничными кассами по подушевому принципу. Пациент при этом выбирает, к какой больничной кассе прикрепиться. У нас тоже будет единый фонд ОМС. Однако распределение будет двойное - сначала мы отдадим средства в регионы, а потом регион распределит деньги между страховыми компаниями. Пациент при этом будет свободен в выборе компании, однако регулирование системы должно быть единое, контроль тоже. Мы попытаемся выстроить вертикаль - не через административную подчиненность, а через регулирование и контроль. Это более гибкий механизм.

«АиФ»: - Какие сложности предвидите в реформе ОМС? Наверное, размеры нашей страны могут стать препятствием?
В.З.: - Вовсе нет. В регионах неплохо восприняли все эти идеи, и мы предполагаем достаточно мягкий переход. Есть особенность нашей системы, связанная с двойным распределением средств, - сначала в регионы, потом в страховые медорганизации. Но это обусловлено структурой здравоохранения, ведь большинство поставщиков услуг находятся в регионах. Проблема в другом: нужно, чтобы в этой системе нашли себя сами граждане. Скажу откровенно - если бы наши люди знали свои права, знали, куда обращаться в случае их нарушения, нам было бы гораздо проще. Именно поэтому в качестве одного из ключевых показателей работы страховых компаний мы будем рассматривать налаживание обратной связи с потребителями медицинских услуг - наличие горячих линий для пациентов, количество рассмотренных жалоб и тому подобное. Самое главное в том, чтобы люди наконец-то ощутили, что медицина работает для них, а не для того, чтобы поддерживать сеть учреждений. Это будет означать, что система ОМС начала функционировать по-настоящему.

Автор: Ирина Бережная
Опубликовано : 2011-01-13 00:05:00
Аргументы и Факты